vladjournalist (vladjournalist) wrote,
vladjournalist
vladjournalist

ИЗ-ПОД КРЫЛА ДВУХГЛАВНОГО ОРЛА

Стоит ли тратить бюджетные деньги на строчку в резюме?

Из глубины веков

О том, что «кадры решают всё» задумывались задолго до «эффективного менеджера». Мало кто знает, но царь Борис Годунов был первым русским правителем, решившимся отправить дворянских «робят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». Хрестоматийным стал факт Великого посольства в Европу, в котором Пётр Первый скрывался под именем «урядника Преображенского полка Петра Михайлова». В начале ХХ века Пётр Аркадьевич Столыпин, выступая в Государственной Думе, заявлял: «В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести власти лежит не в установлениях, а в людях», сам же премьер-министр, перепробовав на разных высоких должностях в 1905-1911 годах десятки «людишек», с горечью в семейном кругу признавался: «Знаешь, доченька, не могу найти полсотни толковых губернаторов».

В советское время ситуация с кадрами стояла очень остро. Ленин в телеграммах рекомендовал своих доверенных лиц «в администрацию, в управление, в уисполкомы, где честных мало, где нужда в честных отчаянная.». Отношение Иосифа Виссарионовича к кадрам известно - «незаменимых людей у нас нет».

Последний генсек КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев, проводя политику перестройки, не уставал повторять: «успех перестройки будет достигаться там, где будут правильно решены кадровые вопросы, где будет обеспечиваться приток свежих сил»; «новые кадровые решения не должны происходить за счет перетасовок и перемещений, когда мы вращаемся в кругу одних и тех же людей и не открываем новые возможности для притока свежих сил»; «нам надо пополнить кадровый корпус творческими силами». Однако, «свежие и творческие силы» до нужных кабинетов так и не дошли.

Современной России кадрового вопроса тоже не удалось избежать.

Кадр, готовься!

Первый президент России Борис Ельцин с подачи другого Бориса – Немцова, подписал указ № 774 от 23 июля 1997 года «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». В основу программы подготовки был положен упоминавшийся уже выше опыт Петра Первого по отправке дворян на обучение за границу, чтобы быстро восполнить потребность страны в новых квалифицированных кадрах. По аналогии с периодом начала XVIII века, предполагалось после короткого курса обучения в России отправлять специалистов на зарубежные стажировки, а потом включать в кадровый резерв для замещения должностей. Первоначально программа была запланирована до 2007 года, однако постановлением Правительства России № 177 от 24 марта 2007 года в несколько изменённом виде продлена до окончания 2013 учебного года. Главное изменение состояло в том, что если раньше обучение специалистов в рамках программы осуществлялось полностью за счёт государственного бюджета, то с 2007 года часть расходов (33%) была возложена на организации, направляющие специалистов зарубеж.

Кстати, в последнем за свой первый президентский срок «Послании Федеральному Собранию» от 16 мая 2003 года Владимир Путин отметил: «В стране тяжелейший кадровый голод; голод на всех уровнях и во всех структурах власти: голод на современных управленцев, на эффективных людей». Заметим, сказано это было через шесть (!) лет после начала реализации Президентской программы.

Кому это надо?

Тем не менее, и сегодня, по прошествии 13 лет, у сторонников продолжения работы Президентской программы находятся аргументы. Один из них – конкурсный отбор. Правда, не все так однозначно. Как в любой неидеальной системе (неидеальна она потому, что связана с человеческим фактором) находятся свои минусы. Один из них состоит в том, что система замыкается на институты региональной власти. Поэтому не удивительно, что порой возникает ситуация, когда обычный чиновник, условно, в силу личной неприязни, не допускает того или иного человека к участию в Президентской программе. Конечно, талантливый и жаждущий знаний управленец, получив отказ, совершенствоваться не бросит. А вот программа от этого явно потеряет.

И даже если представить идеальную ситуацию, когда человек успешно прошел горнила чиновничьего отбора и «на отлично» сдал экзамен со специалистом, проблемы все равно остаются. Впереди год обучения. В «индивидуальный актив», конечно, могут, при желании и старании, пойти занятия по маркетингу, финансовому менеджменту, экономике, иностранному языку. Однако «могут» не всегда переходят в «идут». Да и желанием, как выясняется, некоторые учащиеся не блещут. Впрочем, это объяснимо. В регионах есть «мода на скупку» значительной части квоты программы одним предприятием. Были прецеденты, когда слушатели Президентской программы с одного крупного предприятия – комбината или фабрики – составляли до 50% от всего курса в год. В случае обучения по указке «сверху» желание, целеустремленность и эффективность резко снижаются. Жаль только, что многие руководители до сих пор не учитывают подобные факты, отправляя повышать квалификацию тех, кто к этому пока не готов.

Как бы то ни было, но через год более или менее успешных занятий специалист получает диплом о дополнительном профессиональном образовании. Следом выпускника программы может ждать новое испытание, которое дает право на прохождение стажировки на зарубежном предприятии за счёт средств федерального бюджета. Государственным планом предусмотрено обучение не менее 5000 специалистов ежегодно. Заграницу попадают, разумеется, не все – это объясняется и загруженностью выпускников на работе, выбором в качестве площадки для постпрограммной стажировки российского предприятия или тем, что этот пункт не является обязательным.

Куда они делись?

Итак, каждый год Президентская программа выпускает не менее 5000 специалистов. Нетрудно посчитать, что за 13 лет работы за бюджетный счет было обучено и выпущено с дипломами несколько десятков тысяч человек. Такие огромные цифры еще более подогревают интерес: где все эти специалисты?

Вероятно, работают. Правда, не совсем ясно, где и как. Ведь критериев оценки эффективности работы выпускников программы за десять с лишним лет создано так и не было. И, вероятно, уже не будет.

Конечно, в отдельных субъектах федерации есть ассоциации выпускников. Но эти объединения носят локальный характер, охватывая лишь региональные столицы и, главное, фактически никак не связаны с «альма-матер». Выпускники признаются, что создавая ассоциации, они преследуют сугубо свои цели. Во-первых, собственно осуществление постпрограммной деятельности, например, российские и зарубежные стажировки. Во-вторых, подобные объединения оказывают серьезную помощь в лоббировании интересов и поддержке фирм выпускников.

Но напрямую такого рода деятельность с работой Президентской программой никак не связана.

Кому нужны «резервы»?

Президентская программа подготовки управленческих кадров, проект «Единой России «Кадровый резерв - Профессиональная команда страны», «президентская тысяча». Многие персоналии можно встретить в трех списках сразу.

Для кого же нужны все эти резервы? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В предпринимательстве кого-то продвигать смысла нет, поскольку должен быть естественный бизнес-отбор. Это очевидно. А вот в государственном и муниципальном управлении лучшие кадры необходимо активно трудоустраивать. На местах – от района до сельского поселения – до сих пор единицы управленцев, которые соответствуют запросам времени.

К сожалению, за 13 лет реализации Президентская программа так и не стала брендом.

При Министерстве экономического развития России создано федеральное государственное учреждение «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Громкое название и, по логике, должны быть соответствующие дела. Однако, самый распространенный в интернете документ, касающийся этого учреждения – приказ Минэкономразвития «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности работы учреждения, показателей и условий стимулирования труда руководителя учреждения и перечня примерных показателей стимулирования работников по федеральному государственному учреждению «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Понимаю, что деньги нужны всем и всегда. Но в нашем случае встает законный вопрос: что важнее - ресурсный центр или Президентская программа?! «Может быть, в консерватории что-то поправить?»

В современной России, по сравнению с серединой 1990-х, образовательных программ и престижных вузов огромное количество. Другой вопрос, что образование там стоит приличных денег, да и относиться к учебе спустя рукава никто не позволит. Дипломы получают лишь те, кто действительно учится. Поэтому возникает вполне логичный вопрос – стоит ли продолжать за счет налогоплательщиков финансирование программы, в прозрачности и эффективности которой есть большие сомнения? И стоит ли тратить бюджетные деньги на тех, для кого обучение по Президентской программе остается лишь строчкой в резюме?!

Вместо эпилога…

Очень жаль, что непростой для России период конца девяностых – первого десятилетия нулевых как-то постепенно стали забываться и цели программы, и задачи, для решения которых она, собственно, и была создана. Всё понятно. Проблемы, волновавшие нашу страну с 1997 г. требовали полной самоотдачи и концентрации внимания только на них. На любые дополнительные трудозатраты ни времени, ни сил не было.

Сегодня ситуация изменилась. Президент объявил модернизацию, обозначив, что основой её будут именно кадры: квалифицированные, профессиональные и образованные. Поэтому не за горами тот день, когда Президентская программа подготовки управленческих кадров вновь станет не просто строчкой в резюме, а, действительно программой, которая готовит кадры. Программой, успешное окончание которой даст пропуск в реальную политику. По крайней мере, на это стоит надеяться.


Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments